Назад

Урок русского языка в 5 классе

«Путешествие в созвездие Существительных»

Учитель: Ефимова О.А.

Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное», научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации; развивать орфографическую зоркость, знания основных разделов «Имени существительного; воспитывать в детях любовь к Родине, её людям, прививать интерес к родному языку.

Оборудование: запись песни «Земля в иллюминаторе», на каждого ученика бортовые журналы, в которых помещены задания, карта звёздного неба и созвездия Существительного, сигнальные карточки М, С, Ж, карточки с загадками.

 

Ход урока.

I.              Организационный момент

Предстартовая подготовка.

(Проверка бортовых журналов, космических билетов, ручек).

_Сегодня мы с вами совершим путешествие в созвездие Существительных.

Перед вами бортовые журналы, куда вы будете записывать ответы на задания.

II.            Обобщение по теме.

1.    Ключ на старт

– Чтобы ракета полетела, нужно включить зажигание. Для этого выполним экспресс-тест.

Выбрать верные ответы и обвести в кружок.

  1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает:

а) действие; б) признак; в) предмет

2. Имя существительное изменяется по:

а) числам; б) падежам; в) лицам

3. В предложении имена существительные чаще всего бывают:

а) определением; б) подлежащим; в) дополнением

 

2. Полёт нормальный.  1-я остановка на планете «РОД»

(Работа с сигнальными карточками М. С, Ж)

Звезда, космос, созвездие, Земля, корабль, путешествие, солнце, Родина, космонавт, ракета, дом.

 

3. Полёт нормальный. Пролетаем метеорный поток И, Р, Д, В., Т, П.

-Послушать предложение, выписать существительные и определить падеж.

Если с другом вышел в путь – веселей дорога.

- Открываем следующую страничку бортового журнала. Там написано 2 предложения. У существительных определить падеж.

 Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты.

Что находится в центре Земли?

 

4. Летим дальше. Выход в открытый космос.     ФИЗМИНУТКА.

(Склонение имен существительных).

- Соберём звёзды в мешочки и привезём на Землю.

Ответьте, какие существительные относятся к I  скл., II скл., IIIскл. Как определяется склонение имён существительных.

(На доску поместить таблички с окончаниями каждого из склонений, 3 мешочка с прорезью , куда будут опускаться звёздочки со словами )

-Берём звёздочку, определяем склонение написанного слова и опускаем в нужный мешочек.

От улыбки, дом, молодёжь, деревней, в окно, дичь, берёза, о Родине, в школу, в марте, цветок, товарищ, ключ, ночью, в тетради, дочь, радость.

 

5. Полёт продолжается. Следующая остановка на планете «Угадай-ка».

(Задание в конверте )

- Отгадки записать в 2 столбика у себя в журнале.

Какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлённые?

  1. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут.(месяц)

  1. Скатерть бела, всю землю одела. (Снег).
  2. Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака)
  3. Под кустами, под ёлками катится клубок с иголками. (Ёж)
  4. По веткам скачет, а не птица. Рыжая, а не лисица. (Белка)
  5. Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
  6.  Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время считает. (Петух)
  7. Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.(Книга)

 

6. Остановка на планете «РОБОТОВ»

-Они подготовили нам испытание. Нам нужно его преодолеть, чтобы лететь дальше.

(На доске написаны слова. )

- Когда у существительных на конце после шипящих пишется  Ь знак?

Карандаш(?), мыш(?), много туч(?), доч(?), малыш(?), около дач(?), брош(?),

 мимо рощ(?), ключ(?).

 

7. Летим дальше. Остановка на планете «Размышляй-ка».

- В бортовом журнале  в 5 задании найти лишнее слово и его вычеркнуть.

- Какие существительные относятся к именам собственным, а какие к нарицательным?

 

  1. Мама, кошка, брат, Ушаково.
  2. Школа, А.С.Пушкин, Волга, «Жигули».

 

  1. Возвращаемся на землю.

-В бортовом журнале на следующей странице даны два предложения. Найти имена существительные, подчеркнуть их как члены предложения.

- Какими членами предложения могут быть имена существительные?

 

Давно отгремели последние залпы войны. Синее небо дышит спокойствием и ласковой тишиной.

III.           Итог урока.

 

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось оно? А что вам больше всего запомнилось? Я проверю ваши журналы и оценю ваши знания по теме.

 

IV.          Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему «Путешествие в космос».

 

Используются технологии uCoz