Положение о Портфолио

ученика МОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа»

Лотошинского  муниципального района

 Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в рамках реализации регионального комплексного проекта модернизации образования с целью индивидуализации и дифференциации процесс аобучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

  1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.

1.3. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика в определенный период его обучения в школе. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.  

1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.

1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.

1.6. На первой ступени (начальная школа) Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на вторую ступень обучения.

1.7. На второй ступени Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); в предполагаемом профиле дальнейшего обучения; для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств.

1.8. На третьей  ступени обучения (средняя школа) Портфолио служит инструментом профилизации обучения в старшей школе и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности.

2. Задачи составления Портфолио.

2.1.Основными задачами ведения Портфолио являются:

2.1.1. повышение качества образования в школе;

2.1.2.поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;

2.1.3.систематизация контроля над различными видами деятельности учащихся, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную деятельность;

2.1.3. развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;

2.1.4. формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

2.1.5. создание ситуации успеха для каждого ученика;

2.1.6. содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

3.Структура и содержание Портфолио ученика.

3.1. Портфолио достижений ученика может формироваться из следующих  разделов(Приложение1):

        «Я о себе»;

        «Портфолио документов»;

        «Портфолио творческих работ»;

        «Портфолио отзывов»;

         3.2. В «Портфолио документов» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах и др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.

         3.2. «Портфолио работ» - включает в себя собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, информацию об элективных курсах, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. «Портфолио работ» оформляется в виде дневника достижений с приложениями самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т.д.

         3.3. «Портфолио отзывов» – это характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, анализ самого школьника своей деятельности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.)

4. Основные направления деятельности по формированию Портфолио.

4.1.В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя – предметники, педагог – психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, администрация школы.

         4.2.Учащиеся:

        осуществляют заполнение Портфолио;

       оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной в образовательном учреждении структурой в папке с файлами;

       при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, представленных в Портфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и завершенность представленных материалов, наглядность, наличие оглавления, эпиграфа;

     могут презентовать содержание своего Портфолио на классном собрании, на Совете школы, на родительском собрании, на педагогическом совете, на общешкольной ученической конференции.

          4.3. Администрация образовательного учреждения:

        разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио;

        организует и руководит работой комиссии по Портфолио;

        распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;

        создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;

        осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательного учреждения;

        организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;

        осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном процессе.

4.4. Комиссия по  Портфолио:

        определяет состав Портфолио, который может включать широкий набор сертификатов индивидуальных образовательных достижений, проектных и исследовательских работ, публикаций и других свидетельств учебной и творческой активности ученика;

        разрабатывает структуру Портфолио, проект представления итогового документа, формы учета Портфолио;

        определяет формы взаимодействия учащихся, учителей, родителей и других субъектов образовательного процесса при составлении Портфолио и его оценки;

        определяет период сбора Портфолио;

        осуществляет ранжирование сертифицированных документов;

        несет ответственность за информирование всех субъектов образовательного процесса об установленных в образовательной сети формах, задачах и возможностях индивидуальной накопительной оценки;

        выставляет баллы по различным видам деятельности и подводит итоговый балл Портфолио;(Приложение 2)

4.5. Классный руководитель:

        оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;

        проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфолио;

        осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио;

        осуществляет контроль над наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;

        обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями,

        оформляет итоговые документы, табель успеваемости;

        организует воспитательную работу с учащимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение учащихся.

4.6.Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:

        проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;

        предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов Портфолио;

        организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение учащимися элективных и факультативных курсов;

        разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области;

        проводят экспертизу представленных работ по предмету;

        пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

4.7. Педагог – психолог, социальный педагог:

        проводят индивидуальную психодиагностику;

        ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

 4.8. Участие и информация о присвоении призовых мест в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях должны быть подтверждены документально (грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения и т.д.).

         4.9. Оценка результатов деятельности учащихся осуществляется в соответствии со шкалой баллов Портфолио.

         4.10. Итоговый балл Портфолио по результатам обучения на соответствующей ступени образования определяется как совокупный балл по всем видам деятельности учащегося.

         4.11. На основании итогового балла составляется рейтинг выпускников образовательного учреждения.

                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

             Приложение № 1

                                                                                          (Титульный лист)

Место для фото

 

Портфолио

личных достижений учащегося

 

 

Фамилия ________________________________________

 

Имя _____________________________________________

 

Отчество _________________________________________

 

Школа___________________________________________

 

Класс_________

 

(Материал предоставляется за период: 200_/200_ )

Подпись учащегося ___________________

М.П.

Подпись директора

 

                                                                            Содержание

1 раздел

Я о себе (рассказы, фотографии, отзывы одноклассников, учителей)

 2 раздел

Портфолио документов (дипломы, грамоты, сертификаты и др.)

I. Участие в олимпиадах.

№ п/п

Класс

Дата участия

Предмет

Уровень

Занятое место, участие

Баллы

Подпись учителя

             

 

 

 

 

 

 

 

II. Участие в научно-практических конференциях.

№ п/п

Класс

Дата участия

Название работы

Уровень

Наличие грамоты, диплома лауреата и т.д.

Баллы

Подпись учителя

             

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Участие в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования.

№ п/п

Класс

Дата участия

Название

Уровень

Занятое место, участие

Баллы

Подпись кл. руководителя

1.                

 

 

 

 

 

 

 

IV. Информация о спортивных достижениях.

№ п/п

Класс

Дата участия

Наименование соревнований

Уровень

Дипломы, грамоты

Подпись учителя физической культуры

1.                

 

 

 

 

 

 

V. Информация о прохождении факультативных и элективных курсов, занятиях в кружках и секциях.

№ п/п

Название курса

Место проведения

Подпись классного руководителя

 

 

 

 

 

Общее количество баллов____________________________________

 

Подпись классного руководителя______________________________

 

 

 

3 раздел

Портфолио работ

Учебно – исследовательская, творческая и др. виды деятельности учащегося

№ п/п

Тема работы

Место выполнения

Руководитель

Выход (заполняется учителем)

 

 

 

 

 

 Общее количество баллов________________________________________

Подпись классного руководителя__________________________________

                                                                              4 раздел

Портфолио отзывов  (представляется в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее)

Листок общественной активности 

Поручение

Инициативность (до 2 баллов)

Ответственность

(1 балл)

Качество (до 2 баллов)

Балл

Ф.И.О. руководителя КТД

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 Общее количество баллов________________________________________

Подпись классного руководителя__________________________________

Подпись учащегося

 М.П.Подпись директора

 

 

   Приложение № 1а

Примерный перечень официальных документов:

Копия аттестата об основном общем образовании.

Свидетельство об окончании музыкальной или художественной школы.

Диплом участника (призера) олимпиады.

Сертификат участника конкурса.

Удостоверение о наличии спортивного разряда.

Грамоты.

                                                   Примерный перечень творческих работ:

Примерный перечень социальных практик:

 

 

Приложение № 2.

Примерная система  оценивания достижений учащихся по материалам Порфолио:

             Показатели

Измерители

Балл

Учебная деятель ность

1-8 кл. – средний балл по дневнику

9 кл. – результаты государственной (итоговой) аттестации:
     - математика
     - русский язык
     - экзамен по выбору №1
     - экзамен по выбору №2
     - средний балл аттестата 

до 5 баллов

до 5 б.
до 5 б.
до 5 б.
до 5 б.
до 5 б.

 10 кл. - средний балл годовых оценок 

до 5 б.

 11 кл. – результаты ЕГЭ

до 5 б.

Дипломы и грамоты по итогам школьных олимпиад:
     - победитель
     - призер
     - участник 

 

3 б.
2 б.
1 б.

Дипломы и грамоты по итогам муниципальных олимпиад

     - победитель
     - призер
     - участник

 

 

 

4 б.
3 б.
2 б.

Дипломы и грамоты по итогам областных олимпиад:
     - победитель
     - призер
     - участник 

 

5 б.
4 б.
2 б.

Дипломы и грамоты по итогам зональных (всероссийских) олимпиад:
     - победитель
     - призер
     - участник 

 

10 б.
7 б.
5 б.

Научно-исследовательская деятельность

Участие в школьных проектах и мероприятиях

    - победитель
     - призер
     - участник

 

3 б.
2 б.
1 б.

Участие в муниципальных проектах и мероприятиях

     - победитель
     - призер
     - участник

 

 

4 б.
3 б.
2 б.

Участие в областных проектах и мероприятиях - победитель
                     - призер
                        - участник

 

 5 б.
4 б.
2 б.

Участие во всероссийских проектах и мероприятиях

    - победитель
     - призер
     - участник

 

 

10 б.
7 б.
5 б.

Дополнительное

образование

Участие в кружках, секциях

2 б.

Выставка творческих работ

5 б.

Дипломы и грамоты по итогам школьных конкурсов, фестивалей:

     - победитель
     - призер
     - участник

 

3 б.
2 б.
1 б.

Дипломы и грамоты по итогам муниципальных конкурсов, фестивалей:

     - победитель
     - призер
     - участник

 

 

4 б.
3 б.
2 б.

Дипломы и грамоты по итогам областных конкурсов, фестивалей:

     - победитель
     - призер
     - участник

 

 

5 б.
4 б.
2 б.

Спортивные достижения

Дипломы и грамоты по итогам школьных соревнований:
     - победитель
     - призер
     - участник

 

3 б.
2 б.
1 б.

Дипломы и грамоты по итогам муниципальных соревнований, олимпиад

     - победитель
     - призер
     - участник

 

4 б.
3 б.
2 б.

Дипломы и грамоты по итогам областных соревнований, спартакиад:
     - победитель
     - призер
     - участник

 

5 б.
4 б.
2 б.

Дипломы и грамоты по итогам зональных (всероссийских) соревнований, спартакиад:
     - победитель
     - призер
     - участник

 

10 б.
7 б.
5 б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz