Учитель: Ефимова О.А.
Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное», научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации; развивать орфографическую зоркость, знания основных разделов «Имени существительного; воспитывать в детях любовь к Родине, её людям, прививать интерес к родному языку.
Оборудование: запись песни «Земля в иллюминаторе», на каждого ученика бортовые журналы, в которых помещены задания, карта звёздного неба и созвездия Существительного, сигнальные карточки М, С, Ж, карточки с загадками.
Ход урока.
I. Организационный момент
Предстартовая подготовка.
(Проверка бортовых журналов, космических билетов, ручек).
_Сегодня мы с вами совершим путешествие в созвездие Существительных.
Перед вами бортовые журналы, куда вы будете записывать ответы на задания.
II. Обобщение по теме.
1. Ключ на старт
– Чтобы ракета полетела, нужно включить зажигание. Для этого выполним экспресс-тест.
Выбрать верные ответы и обвести в кружок.
а) действие; б) признак; в) предмет
2. Имя существительное изменяется по:
а) числам; б) падежам; в) лицам
3. В предложении имена существительные чаще всего бывают:
а) определением; б) подлежащим; в) дополнением
2. Полёт нормальный. 1-я остановка на планете «РОД»
(Работа с сигнальными карточками М. С, Ж)
Звезда, космос, созвездие, Земля, корабль, путешествие, солнце, Родина, космонавт, ракета, дом.
3. Полёт нормальный. Пролетаем метеорный поток И, Р, Д, В., Т, П.
-Послушать предложение, выписать существительные и определить падеж.
Если с другом вышел в путь – веселей дорога.
- Открываем следующую страничку бортового журнала. Там написано 2 предложения. У существительных определить падеж.
Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты.
Что находится в центре Земли?
4. Летим дальше. Выход в открытый космос. ФИЗМИНУТКА.
(Склонение имен существительных).
- Соберём звёзды в мешочки и привезём на Землю.
Ответьте, какие существительные относятся к I скл., II скл., IIIскл. Как определяется склонение имён существительных.
(На доску поместить таблички с окончаниями каждого из склонений, 3 мешочка с прорезью , куда будут опускаться звёздочки со словами )
-Берём звёздочку, определяем склонение написанного слова и опускаем в нужный мешочек.
От улыбки, дом, молодёжь, деревней, в окно, дичь, берёза, о Родине, в школу, в марте, цветок, товарищ, ключ, ночью, в тетради, дочь, радость.
5. Полёт продолжается. Следующая остановка на планете «Угадай-ка».
(Задание в конверте )
- Отгадки записать в 2 столбика у себя в журнале.
Какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлённые?
Собаки лают, а достать не могут.(месяц)
6. Остановка на планете «РОБОТОВ»
-Они подготовили нам испытание. Нам нужно его преодолеть, чтобы лететь дальше.
(На доске написаны слова. )
- Когда у существительных на конце после шипящих пишется Ь знак?
Карандаш(?), мыш(?), много туч(?), доч(?), малыш(?), около дач(?), брош(?),
мимо рощ(?), ключ(?).
7. Летим дальше. Остановка на планете «Размышляй-ка».
- В бортовом журнале в 5 задании найти лишнее слово и его вычеркнуть.
- Какие существительные относятся к именам собственным, а какие к нарицательным?
-В бортовом журнале на следующей странице даны два предложения. Найти имена существительные, подчеркнуть их как члены предложения.
- Какими членами предложения могут быть имена существительные?
Давно отгремели последние залпы войны. Синее небо дышит спокойствием и ласковой тишиной.
III. Итог урока.
Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось оно? А что вам больше всего запомнилось? Я проверю ваши журналы и оценю ваши знания по теме.
IV. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Путешествие в космос».