Назад

ЦЕЛИ: показать значение сельского хозяйства для экономики и человека; разъяснить зависимость структуры сельского хозяйства от природных условий; показать некоторые проблемы сельского хозяйства; дать понятие о коллективных и индивидуальных хозяйствах.

Ход урока :

- В далёкой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы : то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки. . . И вот однажды женщины заметили  , что в том месте , где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрна. Попробовали специально рассыпать зёрна- получилось. Да ещё как: где упало зерно. Вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.  Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой её поросят. Детёнышей растили, помещая в загон, кормили. Так появились первые предпосылки для развития сельского хозяйства.

 

 

- Итак, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО- отрасль экономики, производящая сырьевые продукты для изготовления пищи. ( на доске появляется таблички).

 

- Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразней становились растения и животные, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай- дело не простое, для этого очень надо много знать.

Так человек не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Люди не просто одомашнили животных, а вывели множество новых пород.

 

- Работа хлеборобов, зоотехников, агрономов всегда являлась ответственной.Ведь в горячую летнюю пору, когда созревает хлеб, или тогда когда на свет появляются маленькие телята и поросята, работники сельского хозяйства трудятся, не считаясь со временем, от зари до зари.

 

БЛИЦ- КОНКУРС,

- А теперь назовите мне вещи, товары, продукты, которые « приходят» к нам с ферм или изготовлены из сельско- хозяйственного сырья.

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знакомы с продуктами сельского хозяйства.

 

- За разведение культурных растений и их выращивание отвечает растениеводство.

РАСТЕНИЕВОДСТВО- наука о разведение культурных растений, а так же само такое разведение.( на доске появляется табличка)

- Растениеводство делится на несколько основных отраслей:

-Полеводство

- Овощеводство

- Плодоводство

- Цветоводство ( на доске появляется схема)

 

- В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.

 

РАБОТА В ТЕТРАДИ:

- Откройте свои тетради на странице 29.

Содержание рисунка из задания 52.

Вопросы, возникающие у фермера.

1.    Фермер перед участком земли.

Солнце, горы, ветер, дождь, поле.

Что выгоднее посеять?

Хватит ли солнечного света?

Не слишком ли холмиста эта местность?

2. Засеянное поле.

Как ухаживать? Уберечь?

3.Фермер убирает урожай.

Как лучше убрать? Какая нужна техника? Где хранить урожай?

4.Фермер в машине перевозит урожай.

Какой транспорт использовать? Как выгоднее перевозить?

 

 

 

5. Фермерская машина перед

магазином.                                        Кому продать? По какой цене?

                                                            Как?

 

- Молодцы, ребята! Вы правильно распознали проблемы, которые встают перед фермером и тружеником сельского хозяйства.

ИГРА « УЗНАЙ РАСТЕНИЕ».

_ Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которые его выращивает.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая.

( Морковь, овощеводство)

 

На сучках висят шары,

Посинели от жары. ( Слива, плодоводство)

 

Удивительное солнце,

 В этом солнце  сто оконцев.

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат. ( Подсолнечник, полеводство)

 

Солнце жжёт мою макушку.

Хочет сделать погремушку. ( Мак, цветоводство)

 

В поле метёлкой-

В мешке- жемчугом. ( Рожь, полеводство)

 

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка. ( Капуста, овощеводство)

 

Низок да колюч.

Сладок да не пахуч.

Ягоды сорвёшь-

Всю руку обдерёшь. ( Крыжовник, плодоводство)

 

- Очень хорошо! А теперь индивидуальная работа.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

- Укажите лишнее слово в каждой строчке:

а) Просо, овёс, горох, ячмень.

б) Огурец, кабачок, чеснок, вишня.

в) Груша, абрикос, гречиха, смородина

г) Капуста, лилия, ирис, флоксы.

 

-  Теперь отдохнём!

ФИЗМИНУТКА.

Потрудились- отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

- В настоящее время ещё одной  отраслью сельского хозяйства является животноводство.

ЖИВОТНОВОДСТВО- отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, птиц. Рыб, пчёл и т. д. ( На доске появляется табличка)

- Это большая отрасль, и она делится на несколько частей:

- Разведение крупного рогатого скота

- Разведение мелкого рогатого скота

- Кролиководство

- Рыбоводство

- Птицеводство

- Свиноводство

- Коневодство

- Пчеловодство

 

- А для чего люди занимаются животноводством? ( Для получения продуктов питания и материалов для промышленности)

 

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.

- А теперь попробуем решить задачу 54 на странице 30.

- Прочитайте задачу!

- Чтобы узнать сколько стоит килограмм импортной колбасы, надо узнать сколько стоит один грамм и умножить на 1000, т. к. 1кг= 1000г.

48:600* 1000=80 ( монет)

- Найдём сколько стоит грамм отечественной колбасы и умножим на 1000.

54:900*1000= 60 ( монет)

- Вывод: выгоднее покупать отечественную колбасу.

 

- А теперь поиграем!

ИГРА « УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

- Вы получите карточки с одним словом.Задача: дать описание объекта, не называя его. Остальные должны угадать его.

 

ПАСЕКА, ПАСТБИЩЕ, КОННЫЙ ЗАВОД, ПТИЦЕФАБРИКА.

 

- Кто попробует? Все слова относятся к животноводству.

 

- Забавно получилось и весело! А теперь отгадаем загадки и отросль!

ЗАГАДКИ.

Днём он забияка,

По утру- часы.

Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.( Петух, птицеводство)

 

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое.( Корова, крупный рогатый скот)

 

Кто не прядёт, не ткёт,

А людей одевает? ( Баран, мелкий рогатый скот)

 

Пятак есть,

А ничего не купит.( Свинья, свиноводство)

 

С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица.( Рыба, рыбоводство)

 

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. ( Пчела, пчеловодство)

Явился в жёлтой шубке:

- Прощайте, две скорлупки! ( Цыплёнок, птицеводство)

 

- Молодцы! А теперь давайте сделаем вывод, какое значение имеет сельское хозяйство?

- От чего зависит труд работника сельского хозяйства?

- Тяжёлый ли это труд?

- Люди каких профессий трудятся в сельском хозяйстве?

- Ответим на вопрос задания 55? ( Покупают сырьё за границей, продают продукцию за границу, их продукция конкурирует с импортной).

 

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

- Подумайте и начертите план усадьбы сельского жителя по таким критериям: удобство, продуманность деталей, целесообразность, эстетичность.

 

Используются технологии uCoz