ЦЕЛИ: показать значение сельского хозяйства для экономики и человека; разъяснить зависимость структуры сельского хозяйства от природных условий; показать некоторые проблемы сельского хозяйства; дать понятие о коллективных и индивидуальных хозяйствах.
Ход урока :
- В далёкой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы : то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки. . . И вот однажды женщины заметили , что в том месте , где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрна. Попробовали специально рассыпать зёрна- получилось. Да ещё как: где упало зерно. Вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой её поросят. Детёнышей растили, помещая в загон, кормили. Так появились первые предпосылки для развития сельского хозяйства.
- Итак, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО- отрасль экономики, производящая сырьевые продукты для изготовления пищи. ( на доске появляется таблички).
- Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразней становились растения и животные, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай- дело не простое, для этого очень надо много знать.
Так человек не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Люди не просто одомашнили животных, а вывели множество новых пород.
- Работа хлеборобов, зоотехников, агрономов всегда являлась ответственной.Ведь в горячую летнюю пору, когда созревает хлеб, или тогда когда на свет появляются маленькие телята и поросята, работники сельского хозяйства трудятся, не считаясь со временем, от зари до зари.
БЛИЦ- КОНКУРС,
- А теперь назовите мне вещи, товары, продукты, которые « приходят» к нам с ферм или изготовлены из сельско- хозяйственного сырья.
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знакомы с продуктами сельского хозяйства.
- За разведение культурных растений и их выращивание отвечает растениеводство.
РАСТЕНИЕВОДСТВО- наука о разведение культурных растений, а так же само такое разведение.( на доске появляется табличка)
- Растениеводство делится на несколько основных отраслей:
-Полеводство
- Овощеводство
- Плодоводство
- Цветоводство ( на доске появляется схема)
- В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.
РАБОТА В ТЕТРАДИ:
- Откройте свои тетради на странице 29.
Содержание рисунка из задания 52. |
Вопросы, возникающие у фермера. |
||
1. Фермер перед участком земли. Солнце, горы, ветер, дождь, поле. |
Что выгоднее посеять? Хватит ли солнечного света? Не слишком ли холмиста эта местность? |
||
2. Засеянное поле. |
Как ухаживать? Уберечь? |
||
3.Фермер убирает урожай. |
Как лучше убрать? Какая нужна техника? Где хранить урожай? |
||
4.Фермер в машине перевозит урожай. |
Какой транспорт использовать? Как выгоднее перевозить?
|
5. Фермерская машина перед
магазином. Кому продать? По какой цене?
Как?
- Молодцы, ребята! Вы правильно распознали проблемы, которые встают перед фермером и тружеником сельского хозяйства.
ИГРА « УЗНАЙ РАСТЕНИЕ».
_ Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которые его выращивает.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар сладкая.
( Морковь, овощеводство)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. ( Слива, плодоводство)
Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат. ( Подсолнечник, полеводство)
Солнце жжёт мою макушку.
Хочет сделать погремушку. ( Мак, цветоводство)
В поле метёлкой-
В мешке- жемчугом. ( Рожь, полеводство)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. ( Капуста, овощеводство)
Низок да колюч.
Сладок да не пахуч.
Ягоды сорвёшь-
Всю руку обдерёшь. ( Крыжовник, плодоводство)
- Очень хорошо! А теперь индивидуальная работа.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
- Укажите лишнее слово в каждой строчке:
а) Просо, овёс, горох, ячмень.
б) Огурец, кабачок, чеснок, вишня.
в) Груша, абрикос, гречиха, смородина
г) Капуста, лилия, ирис, флоксы.
- Теперь отдохнём!
ФИЗМИНУТКА.
Потрудились- отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- В настоящее время ещё одной отраслью сельского хозяйства является животноводство.
ЖИВОТНОВОДСТВО- отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, птиц. Рыб, пчёл и т. д. ( На доске появляется табличка)
- Это большая отрасль, и она делится на несколько частей:
- Разведение крупного рогатого скота
- Разведение мелкого рогатого скота
- Кролиководство
- Рыбоводство
- Птицеводство
- Свиноводство
- Коневодство
- Пчеловодство
- А для чего люди занимаются животноводством? ( Для получения продуктов питания и материалов для промышленности)
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.
- А теперь попробуем решить задачу 54 на странице 30.
- Прочитайте задачу!
- Чтобы узнать сколько стоит килограмм импортной колбасы, надо узнать сколько стоит один грамм и умножить на 1000, т. к. 1кг= 1000г.
48:600* 1000=80 ( монет)
- Найдём сколько стоит грамм отечественной колбасы и умножим на 1000.
54:900*1000= 60 ( монет)
- Вывод: выгоднее покупать отечественную колбасу.
- А теперь поиграем!
ИГРА « УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
- Вы получите карточки с одним словом.Задача: дать описание объекта, не называя его. Остальные должны угадать его.
ПАСЕКА, ПАСТБИЩЕ, КОННЫЙ ЗАВОД, ПТИЦЕФАБРИКА.
- Кто попробует? Все слова относятся к животноводству.
- Забавно получилось и весело! А теперь отгадаем загадки и отросль!
ЗАГАДКИ.
Днём он забияка,
По утру- часы.
Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.( Петух, птицеводство)
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.( Корова, крупный рогатый скот)
Кто не прядёт, не ткёт,
А людей одевает? ( Баран, мелкий рогатый скот)
Пятак есть,
А ничего не купит.( Свинья, свиноводство)
С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица.( Рыба, рыбоводство)
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. ( Пчела, пчеловодство)
Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки! ( Цыплёнок, птицеводство)
- Молодцы! А теперь давайте сделаем вывод, какое значение имеет сельское хозяйство?
- От чего зависит труд работника сельского хозяйства?
- Тяжёлый ли это труд?
- Люди каких профессий трудятся в сельском хозяйстве?
- Ответим на вопрос задания 55? ( Покупают сырьё за границей, продают продукцию за границу, их продукция конкурирует с импортной).
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
- Подумайте и начертите план усадьбы сельского жителя по таким критериям: удобство, продуманность деталей, целесообразность, эстетичность.